Владимир ЧЕРНЯК


ТРИПОЛЬЕ - ОКНО В НАЧАЛО ИСТОРИИ


Трипольская культура - уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Неблагодарное человечество пока что как следует, не оценило цивилизационной роли Трипольской культуры, которая была локомотивом истории на протяжении 2,7 тысячелетий, начиная приблизительно с 5500 года до н.э.
Это уже было не первоначальное общество, а общество с атрибутами цивилизации. Трипольская цивилизация - это, прежде всего, земледельческая экономика. Именно в Триполье состоялась полная и окончательная победа воспроизводящей экономики, что было проявлением триумфа неолитической революции. Внедрение земледелия во всей Трипольской ойкумене стало фундаментом цивилизации. Высокой культурой земледелия человечество обязано Трипольской культуре (в Молдове и Румынии ее называют Кукутени). За всю историю ничто не имело такого существенного влияния на жизнь человека, как переход к земледелию. Без сознательного выращивания растений с помощью достаточно эффективных орудий работы, которое обеспечивало создание излишков продуктов питания, было бы невозможно появление цивилизации. Трипольцы преодолели извечный страх человека перед голодом - и это было их важнейшим достижением. В Триполье люди впервые освободились, от постоянных забот о пище, и у них появился досуг для строительства оседлых поселений, изготовления посуды, занятий искусством, развития мифологических представлений.
Осуществив переход к воспроизводящим технологиям ведения хозяйства, трипольцы соединили земледелие с животноводством. Они выращивали пшеницу, ячмень и овес, разводили большой рогатый скот, свиней, овец и коз, а быков и коней использовали как тяговую силу. Пахали трипольцы ралом, а жали серпами из дерева и рога с кремневыми вставками, на которых были иссеченные зубцы, у них были сани и телеги (являются определенные свидетельства этого).
Трипольцы первыми в истории решили продовольственную проблему, первыми начали строить настоящие дома, как правило, двухэтажные, в которых впервые появились дверь и чердак, стол, табуретки и стулья.
Носители трипольской культуры изготовляли рисованную керамику, непревзойденные шедевры которой языком символов и знаков проговаривают к нам из глубины тысячелетий, зачаровывая своей могущественной первоначальной магией.
У трипольцев были кремневые, гончарные мастерские, плавильные печи и горны. Они постоянно усовершенствовали технологии обработки кремня. Высокого уровня у трипольцев достигли металлургия и металлообработка. Для изготовления инструментов и украшений из меди использовали совершенные методы ковки и литья.
Гончарство у трипольцев выделилось в отдельную область, ними был изобретен медленный гончарный круг, постоянно усовершенствовалась технология изготовления посуды. Поражает то обстоятельство, что посуда была стандартизирована:
объем всей посуды был кратной мужской пригоршне (приблизительно 84 грамма).
Еще одно нововведение трипольцев ткачество. У трипольцев появился первый ткацкий станок. Одежда трипольцев была красивой и разнообразной. Мужчины носили тканую рубашку, повязку на бедрах, богато украшенный пояс, а женщины - платья из ткани, украшенные вышивкой, костяными и медными бляшками. Обувь - от сандалий до сапог - трипольцы шили из отлично изготовленной кожи.
Резкое возрастание хозяйственной активности, накопление богатства и необходимость защиты от внешней опасности привели к концентрации разрозненных семейных хозяйств в поселки-гиганты с количеством населения до 10 тысяч жителей, а в Тальянках - до 20-30 тыс. жителей. И здесь трипольцы были первыми. Начатый ними радиальный метод застройки и до сих пор используется в градостроительстве. Характерной для трипольских городов есть наличие улиц и тротуаров. В сущности, трипольцы осуществили "городскую революцию". Укрепленное поселение со сложной общественной иерархией - этот уже город.
Итак, у трипольцев были все три необходимых условия, которые делают человека относительно независимым от природы, а итак, формируют основы цивилизации - это появление новых видов эффективных орудий работы, получение излишков продуктов питания и строительство оседлых поселений.
Трипольцы изготовляли товары для внутреннего обмена и для экспорта. Наверное, эти обменные и "экспортно-импортные" операции осуществляло много людей, которое обусловило возрастание объемов товарно-торговых отношений. Носители Трипольской культуры существенно приблизились к переходу на товарно-денежные отношения. Роль денег у них могли выполнять стандартизированные кремневые и медные орудия, а также кремневая галька и большие кремневые пластины (они найдены в сокровищах и не использовались в производственных целях).
Трипольцы были за шаг к созданию государства и за шаг к созданию письменности. Этот шаг сделали не они, а шумеры, египтяне и китайцы. Хотя есть определенные основания считать трипольские поселения-исполины государствами (по крайней мере, протогосударствами). Итак, если существовали протогорода (поселки-исполины), то существовали и протогосударства. Чем большее появляется научной информации, тем все меньшее остается оснований для примитивного трактования социальной структуры трипольского общества как сугубо родоплеменного устройства. Жизнь больших "городов" (протогородов), тем более известных ныне конгломератов с поселениями-спутниками вокруг них, невозможно без наличия четкого администрирования.
Конечно, основной ячейкой общины была семья. Семьи, связанные родственными узами, образовывали род. Род входил в более широкое объединение, которое поселялось в определенном квартале или секторе города
Это объединения входило в состав общины всего поселения. Итак, если существовало несколько уровней организации общины, то, кроме общих сборов жителей поселение, должен был быть специальный административный орган, ответственный за решение всех текущих вопросов организации жизнь города, так сказать, систем жизнеобеспечения, а значит, была неминуемой иерархия вождей и "управленцев". Часть жителей должна была заниматься наведением порядка, охраной территории и угодий, к тому прибавьте наличие ремесленников и жрцов, которые также были определенным чином организованны. Благодаря интенсификации полеводства у трипольцев впервые выделились группы людей, занятых в других областях хозяйства (ремесленники, гончары, ткачи, кузнецы). Все это свидетельствует о наличии разделения труда, специализации и кооперации в трипольском обществе, которые являются цивилизационным признаком.
Сам факт общего проживания большого количества людей в одном поселении порождал функцию управления, из которой вырастает государство (на первом этапе ее становления). Там, где существуют управленческие функции, существует управленческий аппарат, а это уже государство (ли, по крайней мере, протодержава). Существенная деталь: тяжело себе вообразить, каких организационных усилий и средств требовал процесс переселения трипольцев из одного исполинского поселения в другое. Этот "проект" тяжело было бы осуществить даже в современных условиях.
Одной из основных признаков цивилизации есть письменность. Была ли у трипольцев письменность? Вне сомнения, процесс формирования письменности в Триполье происходил, но, вероятно, не успел завершиться. Неопровержимым есть тот факт, который у трипольцев была развитая знаковая система. Символика трипольцев насчитывает не меньше 300 отдельных знаков и блоков. Трипольский орнамент - это и есть трипольская "письменность". В орнаментике трипольской посуды нет ничего случайного, для него общими были схемы росписи.
Как небезосновательно считают Т. Ткачук и М. Видейко (М. Ю. Видейко. Трипольская цивилизация. К., 2002, стр. 90-92) в данном случае мы имеем дело с начальными фазами возникновения иероглифической письменности, для которой развитый набор знаков есть замечательной базой. Для завершения процесса создания письменности трипольцам оставалось, по мнению Т. Ткачука, сделать немного, - увеличить частоту использования основного массива знаков и длину записываемой информации и перейти из сосудов на глиняные таблички. А кроме сказанного следует прибавить наличие у трипольцев объемной знаковой системы - глиняных "жетонов", конусов, полусфер, цилиндров, кулек для счета. В Восточной Румынии на неолитическом поселении Тертерия найденные глиняные кружочки ("жетоны") с идеомографическими надписями, которые свидетельствуют о наличии у трипольцев протописьменности.
Вызывает удивление и увлечение духовный мир трипольцев. Трипольская цивилизация маленькая разветвленная система мифологических верований, представлений, ритуалов и обрядов. Там были культовые сооружения. Боги трипольцев были призваны не наказывать людей, а помогать им (прежде всего, собрать высокий урожай). Есть основания считать, что идея бессмертия человеческой души возникшая у трипольцев. Есть основания утверждать, что пантеон Древнего мира начал формироваться в Триполье. Трипольская Богиня-мать потом стала Инанной, Исидой, Деметрой, Кибелой и т.д. Глиняные изображения матери с ребенком возле груди не требуют комментариев. Этот символ стал основной в христианстве, а также символ богоматери в позе Оранты.
Я систематизировал и пересчитал известные науке факты, большей или меньшей мерой признанные ею. Сейчас в исследовании Трипольской цивилизации наступил новый этап, связанный с перенесением акцента из сбора новых данных (при всем неопровержимом их значении) на их концептуальное, мировоззренческое и историко-культурное осмысление. Трипольскую культуру нельзя сводить к археологическому феномену. Вопрос о Трипольской цивилизации есть не только археологическим, а и этнокультурным вопросом. Культура - явление целостное, в и изучении не должно быть монополии археологии. Важную роль в изучении Трипольской культуры должна сыграть историческая этнография и лингвистика. Иногда этнографические аргументы важнее археологических.
Для адекватного концептуального осмысления фактов необходимо развеять мифы, какими окутан вопрос о происхождении Трипольской культуры, про ее место, роль и значение во всемирной истории. Мифами являются гипотезы про ближневосточное, семитское и балканское происхождения трипольцев.
Уже нагромождено достаточно фактов и аргументов для развенчания ортодоксальных представлений о начале цивилизации как "света с Востока". Настало время ломать стереотипы и осуществить новые географические открытия относительно истоков цивилизации. Все карты самых древних цивилизаций заканчиваются Южным Причерноморьем. Настало время вписать Северное Причерноморье, то есть территорию нынешней Украины, к карте древнейших цивилизаций человечества. Северное Причерноморье - тот котел, в котором варилась "каша" древнейших цивилизаций. Признание этого факта можно найти в публикациях некоторых наших (В. Даниленко, И. Черняком, Ю. Шилов, А. Кифишин, Б. Михайлов) и западных исследователей. Так, Г. Кларк и С. Пиггот в монографии "Праисторические общества" (Лондон, 1956), признавая прародиной индоевропейцев степи между Карпатами и Кавказом, пишут: "Эти степовики свыше 5 500 лет тому колонизировали Месопотамию, Иран, Индию и прочие страны Древнего Востока. Они принесли туда коня, телеги и хлебопашество... Если обращаемся теперь к важнейшим областям древнейшего земледельческого населения, то находим больше связей с Трипольем, чем со Старинным Востоком". Обратите внимание на красноречивое признание: в Триполье жило древнейшее земледельческое население.
Итак, настало время поставить вопроса про Циркум-понтийскую (вокруг Чёрного моря) зону цивилизаций. Все больше исследователей приходят к выводу, что прародиной индоевропейцев были степи Северного Причерноморья, то есть территория нынешней Украины. В частности, так считает выдающийся английский исследователь проблемы происхождение индоевропейцев Дж. Меллари (J. P. Mallory. In Search of the Indo-Europeans: Language, Archeology and Myth. - London 1991). Известные английские археологи У. Брей и Д. Трамп пишут, что индоевропейцы являются языковой семьей, происхождение которой, вероятно, связан со степями (У. Брей, Д. Трамп. Археологический словарь. Г., 1990, перевод с английской). К сказанному следует прибавить: со степями Северного Причерноморья.
Прасемитизируя Триполье, Л. Железняк исключает трипольцев и других древнейших земледельцев из круга индоевропейских народов. Делается это на основании ошибочного утверждения о том, что земледельцами могли быть семиты и прочие народы Ближнего Востока, а индоевропейцами стали скотоводы (Л. Л. Железняк. Очерки старинной истории Украины. - К., 1994). Способ ведения хозяйства не является этническим признаком, с течением времени он изменяется. Из текста и контекста "Давней истории Украины" (К., 1997) вытекает, что Трипольская культура не имеет индоевропейских этнических признаков. А которых? Семитских?
Давайте обратимся к фактам. Западные семиты - пращуры арабов - пришли из Аравийского полуострова в обжитую шумерами Месопотамию, шумеры не были семитами, установив там, в 2316 г. до н.э. господству Аккада во главе с Саргоном. Произошло это через 3 тысячи лет после возникновения Трипольской культуры (уже после ее упадка). Восточные семиты (иудеи) появились на исторической арене лишь через тысячу лет после западных. О каком семитском происхождении Трипольской культуры вообще может идти речь, если трипольцы появились на 3 тысячи лет прежде семитов?
Вызовет сомнения гипотеза о балканских корнях Трипольской культуры. Родственные с трипольцами племена жили по ту сторону Днестра, на Дунае и на юге Балкан. Однородные земледельческие племена на большом просторе вступали в беспрерывные отношения между собою, а также были во взаимоотношениях с земледельческими племенами, которые населяли тогда Маленькую Азию. Явление расписной керамики шло рядом с земледелием. Рисованная керамика - феномен большой европейской территории: это своеобразный неолитический глобализм.
Триполье - Кукутени родилось из лона местных неолитических племен, которые испытывали влияние южных соседей-земледельцев, но шли путем самобытного развития. Именно недооценка роли автохтонного неолитического населения в создании Трипольской культуры есть недостатком многих исследований.
Предтечей Трипольской культуры была буго-днестровская культура. В. Даниленко в монографии "Неолит Украины" (К., 1969) аргументировано доказал, что появлению Трипольской культуры предшествовал опыт трех тысяч лет неолитических племен, а ее зародыш появился в Буго-Днестровском бассейне. Начиная с VII тыс. до н.э. здесь проживали люди, которые имели мотыги, серпы и зерна-терки и строили не только землянки, а и прямоугольные дома с печами на каминной основе, а также приручали животных. Автохтонные неолитические племена Буго-Днестровского бассейна вошли в основу раннего Триполья.
Если копнуть еще глубже, то корни Триполья надо искать в палеолитических стоянках Украины, в частности Кирилловской (Киев), Мизине (Черниговская область) и Межиричах (Черкасская область). В Мизине на удивительно утонченном браслете из кости мамонта найден древнейший в мире меандровый орнамент (XVIII тыс. до н.э.), с которым родственен трипольский орнамент, украинские вышитые сорочки и крашенки. Мизинский, трипольский и украинский орнаменты являются чрезвычайно похожими. Не случайным есть тот факт, который наибольшее количество палеолитических поселений находится на территории Украины. Итак, культурно-историческая память украинского народа достигает глубины XX тысячелетий.
Так и хочется спросить некоторых наших исследователей: почему вы ищете корни трипольцев всюду по миру вместо того, чтобы искать их в родной земле? Почему вы ищете корни трипольцев в Восточном Средиземноморье, Малой Азии, Анатолии, в Фесалии (северной Греции, где найдены подобные поселения и рисованную посуду), на Балканах? Почему вы ищете наш корень там, а не у нас? Еще надо разобраться, кто кого "колонизировал" и куда сначала пришли "пришельцы".
К такой постановке вопроса пришли некоторые наши и западные исследователи. Так, Дж. Мелларт, выделяя западные склоны и долины гор Загроса на Ближнем Востоке как одного из центров зарождения цивилизации, пишет, что в Зарзе, в горах Загроса найденные материалы, которые разрешают говорить о приходе носителей этой культуры с севера - возможно из русских (читай причерноморских. - В. Ч.) степей (Дж. Мелларт. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Г., 1982, стр 19.; книга выдана в Лондоне в 1965 г.). В книге Дж. Мелларта речь идет про X тыс. до н.э. Кстати, именно с этими местами исследователи связывают возникновение хлебопашества около 8000 лет до н.э. ("История человечества". Москва, 2002, перевод с немецкой, стр. 42). К сожалению, в "Истории человечества" нет даже упоминания о Трипольской культуре.
Кстати, одной из гипотез относительно того, откуда переселились в Месопотамию шумеры, является гипотеза о том, что прародиной шумеров были причерноморские и пере-азовские степи, о чем, в частности, свидетельствуют прото-шумерские надписи Каменной могилы в понизовье Днепра (А. Кифишин. "Древнее святилище Каменная могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII-XIII тысячелетий до н.э." К,. 2001). В Древнем Шумере одна из единиц объема составляла 840 грамм - 10 пригоршней. Маловероятно, чтобы факт родственности шумерской меры объема с трипольской был случайной.
Высочайшей в праисторические времена была культура индоевропейского сообщества, прародина которой - степи между Карпатами и Кавказом. Именно это индоевропейское сообщество сыграло решающую роль в формировании хлебопашества.
Одним из немногих, кого не ослепил "свет с Востока", есть В. Сафронов. Он ищет истоки цивилизации не на Ближнем Востоке, а на Балканах. Положительно оценивая такое направление поиска, нельзя согласиться с утверждением В. О. Сафронова ("Индоевропейские прародины", Горьк, 1989), что Балканская Винча была первейшей в мире индоевропейской цивилизацией. Хотя бы потому, что она возникла на тысячелетие позднее, чем Трипольская цивилизация, которая выросла из буго-днестровской археологической культуры, которая была одной из первейших земледельческо-скотоводческих культур Европы. Итак, Восточная Европа - это Старая Европа, а Западная Европа - это Новая Европа.
Народ не существует без этнографических признаков. Этнографические признаки, какого этноса или хотя бы праэтноса имеет Трипольская культура? В. Хвойка считал трипольский этнос протославянским, что был ветвью арийского племени. Замечу, что индоевропейцы и арийцы - это один и тот же этнос на разных территориях. В XIX ст. всех индоевропейцев ученые называли арийцами. Если бы В. Хвойка писал о трипольцах в наше время, то он, наверное, употребил бы название "индоевропейцы".
В. Хвойка был убежден, что Трипольская культура - это культура местного происхождения. Но со временем широкого потребления приобрела гипотеза о неместном происхождении Трипольской культуры. Ни единых убедительных доказательств в пользу этой гипотезы не существует. Следует ли поправлять В. Хвойку там, где он прав? Гений схватывает суть проблемы ощущением, даже не имея достаточного количества данных.
Итак, трипольское население было автохтонным, местным, жило на этой земле испокон веков, а не пришло с Востока (это не исключает наличия среди него "пришельцев"). Известный исследователь Трипольской культуры Т. Пассек никогда не высказывала мысли, что "пришельцы" пришли на трипольские территории и подчинили местное население. При этом она делала акцент на существовании межплеменных связей местного населения с населением Юго-Восточной и Малой Азии.
В. Даниленко допускает возможность влияния извне (в частности, относительно мастерства возделывания земли), оно он было только толчком для развития хлебопашества у неолитического населения Буго-Днестровского бассейна. Этот импульс местное население получило тогда, если оно стало на путь перехода от собирательного хозяйства (собирание плодов, охоты) к хозяйству воспроизводящего (хлебопашества, скотоводства), начиная с VII тыс. до н.э.
Широкого распространения приобрел миф о том, что демографический взрыв погнал первых земледельцев из Ближнего Востока на берега Днестра и Днепра. О каком демографическом взрыве в те далекие времена с чрезвычайно низкой плотностью населения может идти речь? Если "демографический взрыв" погнал населения Ближнего Востока на колонизацию Европы, то почему шумеры со временем колонизировали Месопотамию? К Шумеру на Ближнем Востоке не было такой масштабной, могущественной и динамической цивилизации, как Трипольская культура. Но Трипольская культура сложилась за 2 тысячи лет к появлению Шумера. Расцвет Шумера начался после упадка Триполья. Все, что было, было после Триполья.
Миф о том, что колонизация Европы Востоком была вызвана демографическим взрывом, перекочевывает из издания в издания. Не удалось избегнуть этого недостатка и Бодо Харенбергу, автору суперфундаментального издания "Хроника человечества" (Москва, 2000, перевод с немецкого. - Мюнхен, 1994): "Колонизация Старого Мира, что началась в западной части Востока, была вызвана демографическим взрывом и развитием торговли. В начале V тысячелетие до н.э. возделывание земли и связанная с ним духовная культура через Грецию распространилась в Центральную Европу" (стр. 22). Что можно сказать по этому поводу? Как могло земледелие распространиться в Центральную Европу в V тыс. до н.э., если уже в середине VI тыс. до н.э. Трипольская культура опиралась на развитое земледелие, а к тому, начиная из VII тыс. до н.э., здесь проживали племена, которые имели мотыги, серпы и зернотерки. Вероятно, что земледелие приблизительно одновременно возникло в разных регионах Земли, там, где росли дикие пращуры культурных растений. Вывод академика М. И. Вавилова о наличии диких родственников культурных растений в Передней Азии был превращен на догму, соответственно которой здесь возникли и первоначальные центры земледелия. Суть дела в том, что только в горах смогли сохраниться эти эндемики, а не на равнинной территории Украины.
Триполье надо поднять из глубины на высоту. Приведу характерный пример недооценки Трипольской культуры. Автор "Хроники человечества" пишет: "В период неолитической революции, которая длилась около семи тысячелетий, были заложенные материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии, Старинной Америки" (стр. 17). Обратите внимание: здесь отсутствуют любые упоминания о Трипольской культуре на территории Украины, Молдовы, Румынии. Акцентируя внимание на том, что хлебопашество возникло на Ближнем Востоке в VIII тыс. до н.э., Бодо Харенберг делает замечание: "Почти одновременно обрабатывать землю начали в Восточной Азии, Мексике и Перу" (стр. 17). И снова отсутствующее упоминание о Трипольской культуре, об Украине. Не замечают вплотную. Автору следовало бы прибавить: почти одновременно обрабатывать землю начали в Триполье-Кукутени.
И все-таки надо отдать должное автору "Хроники человечества". В отличие от других изданий он упоминает о Трипольской культуре: "Высоким развитием отмечалась Трипольская культура на территории Украины, Молдовы, Румынии" (стр. 23). При этом он не делает акцент на том, что Трипольская культура сформировалась в середине VI тыс. до н.э., иначе рассыпалась бы ортодоксальная схема, соответственно которой в начале V тыс. до н.э. хлебопашество распространилось из Ближнего Востока в Центральную Европу.
Д. Гуменная не возражает, что хлебопашество пришло к нам с Востока, как культурное явление, но не верит в "переселения оттуда каких-то племен со своими мешками семян, с коровами на "налыгачах", с готовой техникой домостроения, с керамической печью даже" (Д. Гуменная. Прошлое плывет в грядущее. Рассказ о Триполье. Нью-Йорк, 1978, с. 53).
Даже бесшабашно смелый в своих выводах Ю. Шилов, категорически возражая против семитизации Трипольской культуры, соглашается с гипотезой про ее ближневосточное происхождение (Ю. О. Шилов, Источника истоков украинской этнокультуры XIX тыс. до н.э. - II тыс. до н.э. К., 2002, с. 21). Возникает вопрос: кто же тогда пришел на территорию нынешней Украины, Молдовы и Румынии из Ближнего Востока? Почему здесь, на нашей земле, не могла возникнуть земледельческая культура? Почему наталкивается на глухую стену не восприятия тезис о том,что местное, автохтонное неолитическое население стало на путь воспроизводящего хозяйства в контексте большой неолитической революции?
Вопрос об истоках общечеловеческой цивилизации есть проблемой планетарной актуальности, а не национальной амбитности. Как свидетельствуют новейшие исследования, индоевропейский корень земной цивилизации находится на территории современной Украины. Этот факт признают такие авторитеты мировой науки, как Р. Г. Боне, П. Сикес, В. Сулли-ван, Р. Бергер, Р. Проч., Э. Анати, Г. Кларк, С. Пиггот. Всемирно известный русский академик Б. Рыбаков утверждает, что Трипольская культура была богатейшей в Европе произведениями искусства, что она опережает появление богов "Ригведы", греческой мифологии, Зевса и Олимпийцев. Трипольское искусство Б. Рыбаков считает ключом для миропонимания индоевропейцев. Он утверждает, что есть все основания считать, что "Ригведа" зародилась на берегах Днепра. Россиянин Б. О. Рыбаков в своей монографии "Язычество древних славян" (М., 1981) проследил традиции трипольской культуры вплоть до Киевской и Московской Руси, а украинские ученые из Института археологии НАН Украины не признают автохтонности трипольской культуры, возражают о принадлежности ее носителей к индоевропейскому этносу и на этой основе считают неуместной постановку вопроса о том, что украинцы являются потомками трипольцев (по крайней мере, если не прямыми, то в культурно-историческом смысле).
Трипольская культура, в сущности, была первой цивилизацией человечества. Здесь возникла древнейшая земледельческая цивилизация. Здесь люди пекли хлеб, плавили металл, строили жилье, приручили быка и коня, изобрели сани и телеги. На территории Украины помещаются наибольшие трипольские поселения: Тальянки, Небеловка, Майданецкое, Доброводы, Вильховец. Это наибольшие города (протогорода) тогдашнего мира. Они возникли за 500-1000 лет до возникновения шумерских и египетских городов, более чем за 1,5 тыс. лет до Вавилона.
Как правило, Трипольская культура трактуется как периферийная. Призадумаемся: если Трипольская культура в междуречье Днестра и Днепра была периферией ближневосточной или балканской земледельческой культурой, как принято считать, то почему наибольшие города возникли здесь, а не там? Если Триполье - периферия, то где был центр? Триполье-Кукутени в V-IV тыс. до н.э. - это и был центр. В IV тыс. до н.э. Триполье было носителем сверхразвитой цивилизации в Европе.
Даже Д. Гуменная, книга, которой есть гимном Трипольской цивилизации, считает, что Триполье входило в массив исполинского мирового земледельческого пространства как его наидальнейшая периферия. Удивительно: наидальнейшая периферия, но с наибольшими городами, со сложным социальным устройством, с высочайшим уровнем культуры земледелия, с грандиозным богатством произведений искусства, с развитыми мировоззренческими и мифологическими представлениями. Так не бывает.
Трипольская цивилизация навсегда останется загадкой, ее уникальность, в частности, состоит в том, что одна и та же культура 3 000 лет развивалась на одной и той же территории благодаря наличию благоприятных условий и постоянности населения.
Основными причинами упадка Трипольской цивилизации, вероятно, были изменение климата), стал более засушливым и суровым), и падение плодородия земли вследствие интенсивного ведения хозяйства, которое обусловило переход трипольского общества к скотоводству, которое не исключало вспомогательной роли земледелия. Скотоводы Северного Причерноморья - это позднетрипольские племена, ярко представленные памятками усатовского типа (конец IV - начало III тыс. до н.э.). Аналогичная культура была и в Румынии. Это есть свидетельством того, что трипольская культура не исчезла, а трансформировалась в культуру с другой формой хозяйства. Как убедительно доказывает И. Черняков, решающую роль в ходе исторических процессов в степной зоне Северного Причерноморья сыграли поздние трипольцы. Он подчеркивает, что в результате переселения трипольского населения в степи Северного Причерноморья в союзе со степными племенами возникшая усатовская культура (Черняков И. Т. Место Трипольской культуры в старинной истории Европы.-Археология, 3, 1993).
У трипольцев-усатовцев впервые появились курганы - прообраз пирамид. Первый импульс к европеизации Евразии пошел от трипольцев-скотоводов, которые с ухудшением условий для земледелия заселили степи Северного Причерноморья. В Усатове Триполье переступило порог энеолита и вступило в бронзовый век, который был синхронной с ранним бронзовым веком Передней Азии.
После упадка Трипольской цивилизации, в начале III тыс. до н.э. ее носители не исчезли из нашей земли - они передавали из поколения в поколение культуру хлебопашества и вообще культуру в широком понимании слова. Культура - явление беспрерывное. Наследниками трипольской культурной традиции стали украинцы. У украинцев и дома, и одежда, и посуда, и орнамент - трипольские. И главное: украинцы, как и трипольцы, земледельцы. Много изменилось культур, а земледельческая культура в Украине сохранилась. С того времени, как на этой земле появились люди, началась родословная украинского народа.
Вопрос Трипольской цивилизации - это вопросы происхождения и этнической истории украинского народа. Весь нагроможденный археологический, этнографический, лингвистический и исторический материал дает основания утверждать, что трипольский корень украинцев - это не миф, а реальность. История начиналась в Триполье-Кукутени, а Украина-Русь начиналась из Триполья. Трипольская культура - это праистория Украины.
История всегда имеет продолжение. Трипольцы объединяли земледелие со скотоводством, а в процессе упадка Трипольской культуры перешли преимущественно к скотоводству (суть кризиса свелась к изменению форм хозяйства), поэтому они трансформировались и интегрировались в ямную культуру и культуру шнуровой керамики, которые представляли основную группу индоевропейского сообщества. Поэтому неубедительным есть аргумент, что украинцы не являются потомками трипольцев, так как они, вроде бы, принадлежат к индоевропейской семье, а трипольцы не были индоевропейцами. Трипольцы приняли участие в формировании индоевропейского сообщества. Носители ямной культуры и культур шнуровой керамики продвинулись к Дунаю, восточнее - к Поволжью и даже к Алтаю, на юг - к Предкавказью.
Подвижная скотоводческая экономика, распространение колесного транспорта, тягловых животных (быка и коня), всадничества - все это оказывало содействие небывалому за размахом расселению на гигантской территории от Среднего Дуная к Алтаю. Со временем они заняли Центральную Азию, а в середине 2 тис. до н.э. под именем ариев вторглись в Индию и Иран, их священные гимны были записаны в "Ригведе" и "Авесте" - древнейших в мире книгах, которые они составляли на берегах Днепра.